Преступление без наказания

Осень за окном, спящий город, тишина, мирные жители, их давно уснувшие дети…момент…и сонная тихая улочка сменяется пропахшим порохом, разрушенным кварталом. А что далее? А далее – погибшие, бессонная ночь, тревога, слезы и горесть оставшихся в живых. Думается мне, все помнят эти кровавые ночи 11 и 17 октября прошлого года в Гяндже. Это наша история, это наше горе, это наша память, это то, что никогда не вычеркнешь, не забудешь, не простишь, не оправдаешь, это кощунство, на которое весь мир закрыл глаза.

Грядет годовщина с момента гянджинских событий. А что же стало с виновными? Подверглись ли они заслуженному наказанию? Почему Женевская конвенция и резолюции ООН сыграли роль клочка бумаги? Почему жизнь человека настолько обесценилась? Ответов на эти и многие другие вопросы до сих пор нет.

Тот самый гуманистический мир закрыл глаза, когда Армения оккупировала наши земли, уничтожила местных азербайджанцев, кто смог сбежать, скитался по миру. Закрыла глаза и на армянский вандализм и, по прежнему, вопрос привлечения к уголовной ответственности виновных, нарушивших тактику ведения войны, правила выбора видов вооружения, категорически не считаясь с нормами международного права, остаётся открытым. Безнаказанность порождает беспредел. Сомневаюсь, что международное сообщество над этим задумывалось, иначе бы армянские силовики спустя 30 лет не осмелились бы вновь на такой бесчеловечный поступок.

Вспомним элементарно случай, произошедший в июле прошлого года, когда группа радикальных армян напала на азербайджанцев перед зданием Генерального консульства Азербайджана в Лос-Анджелесе, выкрикивая провокационные лозунги в адрес официального Баку.

Тогда управление полиции Лос-Анджелеса вроде как начало расследование в связи с этим насилием на почве национальной ненависти, были задержанные. Однако, к великому сожалению участники инцидента, основные лица, подозреваемые в совершении преступлений на почве ненависти, не были найдены и привлечены к ответственности. И это не единый случай, перечислять можно долго. Ну а что по факту? – Безнаказанность.

Очевидно, именно из-за такого рода вседозволенности нам приходится неоднократно лицезреть преступления, подобные совершенным в Лос-Анджелесе. Как и 30 лет назад армянам все сходит с рук, никакого

урегулирования данного вопроса – как результат – серия террористических актов, применение запрещённого оружия, убийство мирных жителей в ночное время суток.

Поддержу слова Президента Ильхама Алиева, что ответственность за 44-дневную войну в Карабахе ложится не только на плечи Армении, но и мирового сообщества, не сумевшего или не пожелавшего принудить Ереван к соблюдению норм права. Было ли это следствием отсутствия правового механизма выполнения резолюций Совета Безопасности или желания побуждения врага к мирному решению проблемы, не известно. Не известно так же, почему предупреждение Ильхамом Алиевым мирового сообщества о грядущей войне было воспринято как безосновательное заявление. Президент же отметил, что, «это был результат реального анализа поведения Армении в предвоенные месяцы».

Если бы к Армении были своевременно применены соответствующие санкции, если бы Минская группа предприняла хоть малейший шаг к тому, чтобы принудить Армению отвести свои войска, то этой кровавой войны не случилось. Здесь как раз необходим был механизм принуждения, которым пренебрегли те, кто в ответе за исполнение резолюций в рамках норм международного права.

Азербайджан же выполнил свою историческую задачу – восстановил справедливость, действуя в рамках международного права. Ни для кого не секрет, что 51-я Устава ООН закрепляет за каждым государством право на самооборону. Эти правом и воспользовался Азербайджан, использовав, таким образом, все международные инструменты. Что же касается неоднократных заявлений армянских властей о том, что конфликт не разрешен, вновь процитирую слова главы государства: «Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт нашел свое решение».

Сегодня Азербайджан использует колоссальные материальные и человеческие ресурсы для восстановления разрушенных городов, мечетей, уничтоженных памятников истории и культуры. Затронув этот момент невозможно не подчеркнуть и равнодушие ЮНЕСКО. Не раз Баку приглашал ее посетить земли, находящиеся под оккупацией армян, оценить ущерб, нанесенный историческим памятникам армянскими агрессорами, но они отказывались это делать. Официальные представители ЮНЕСКО заявили, что организация не вмешивается в политические вопросы. Однако, что очень странно, сразу после освобождения территорий она все же изъявила желание ознакомиться с ситуацией в регионе. Остается опять самим додумывать…

Все вышеупомянутое мною еще раз подтверждает факт абсолютного бездействия международного сообщества в разрешении данного вопроса, и

более того, абсолютного безразличия на террористические акты, вандализм армянских силовиков. Погибшие мирные жители и их ни в чем невинные дети, младенцы, обстрел кладбища – по факту осквернение могил-целый букет преступлений, их можно перечислять бесконечно. Есть преступления, но нет наказания. Не наказан – значит, можно попробовать еще раз.

На мой взгляд, Запад до сих пор не осознает всю серьезность данного вопроса. В целом, как показывает международная практика, отсутствие наказания является следствием её неэффективности. Очевидная всем неэффективность санкций за серьезные нарушения международного гуманитарного права – есть ни что иное, как неспособность учреждений, ответственных за соблюдение международного гуманитарного права, справиться со своими задачами.

Другими словами, судебные и иные учреждения, которым поручен контроль, не могут или не хотят выполнять свою миссию и применять санкции к лицам, совершившим подобные нарушения. Учитывая обилие имеющих место нарушений, санкции налагаются редко, а если это все же происходит, наказание, как правило, не отличается строгостью. Такое ощущение неэффективности отрицательно сказывается на образе международного гуманитарного права и его способности регулировать ситуации защиты, для чего оно и было предназначено.

Конечно, война закончилась, конфликт разрешен, больше о произошедшем говорить нечего, но мы все – таки не теряем веры в то, что технический разрыв между механизмами, предписываемыми правовыми инструментами и практикой, наконец, ликвидируется и придет тот день, когда, как минимум, за эти кровопролитные 44 дня армяне все же предстанут перед судом.

Помним…скорбим…любим…

Главный консультант Отдела научного исследования и докторантуры Академии Юстиции Министерства Юстиции

Гюльназ Гурбанова